Рисование в компьютерном классе

Программа курса

   

Ю.А. Петропавловская, учитель рисования УВК № 1838 для глухих детей
А.Л. Воскресенский,
инженер-программист УВК № 1838 для глухих детей
Б.И. Хлебников,
зав. кабинетом информатики УВК № 1838 для глухих детей

Введение

Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми, которые ранее, вследствие различных дефектов развития, были лишены такой возможности.
Дети с ослабленным слухом во многих случаях, в силу объективных обстоятельств, отстают от своих сверстников в психическом развитии, однако, как показывает опыт преподавания курса, даже такие дети при использовании в обучении компьютера достаточно легко усваивают предмет и добиваются результатов, которые были недостижимы для них при традиционной методике. Возможности, предоставляемые компьютером, позволяют в определенной степени компенсировать также и некоторые физические недостатки пользователя (в данном случае ребенка-инвалида). Так например, при некоторых заболеваниях он не может держать в руках карандаш или провести с помощью карандаша на бумаге прямую линию. В этом случае компьютер поможет ему (с помощью программы, называемой графический редактор) выполнить не только эту задачу, но и скомпоновать из различных готовых фрагментов, хранящихся в долговременной памяти компьютера (на дискетах, жестких или оптических дисках), новое оригинальное изображение.
Получив возможность решать новые задачи, ранее недоступные ему, человек растет в своих глазах, повышается его самооценка, что облегчает занятие соответствующего места в обществе. Поэтому понятно, как использование компьютера может способствовать социальной адаптации инвалидов, в том числе и инвалидов детства.
При работе с глухими детьми возможность непосредственной демонстрации преподавателем требуемого приема или метода работы, сопровождаемая при необходимости пояснительными текстами на экране компьютера (или обмена вопросами и ответами между учащимся и преподавателем в письменной форме с помощью компьютера) облегчает работу учителя и способствует более быстрому усвоению учащимися новых понятий.
Несомненно, что использование данного курса возможно и при обучении детей с нормальным развитием (как в учреждениях дополнительного образования, так и в основной школе). Достоинством этого курса является его непосредственная связь с такими предметами базовой программы, как информатика (общие принципы работы компьютера, работа с прикладными программами), физика (при обсуждении вопросов восприятия и преобразования цветов), математика (преобразования плоских и объемных фигур), история (возникновение и развитие книгопечатания, влияние этого процесса на становление требований к оформлению книжной продукции, причины различий в размерах кегля шрифтов).
Таким образом, изучая предлагаемый курс, учащиеся расширяют запас понятий, которыми они могут оперировать, приобретают знания, умения и навыки, позволяющие самостоятельно создавать тематические, декоративные и шрифтовые композиции.

Цели программы

Целью создания настоящего курса является содействие компенсаторному психическому развитию глухих детей и их адаптации в социуме путем формирования художественной культуры, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).

Задачи данной программы

  1. Эстетическое воспитание учащихся.
  2. Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
  3. Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
  4. Овладение языком компьютерного рисунка посредством формирования необходимых технических и художественных знаний, умений и навыков.
Наряду с общими учебно-воспитательными задачами программа выполняет и задачи, специфические для глухих школьников:
  1. Всемерное содействие компенсаторному психическому развитию глухих учащихся.
  2. Развитие речи учащихся.

Используемое программное обеспечение

Обучение проводится в среде операционной системы Windows 95, поскольку эта система является в настоящее время одной из наиболее распространенных на компьютерах типа IBM.
Первоначальное обучение работе с растровыми рисунками ведется с помощью графического редактора Paint.
Для работы с векторной графикой используется программа Corel Draw версии 6.0, а для первоначального ознакомления с компьютерной версткой — программа PageMaker версии 6.0.
Все программное обеспечение — русифицированное, что облегчает учащимся работу с программами.
Краткое описание программы обучения
Изучение курса рассчитано на 6 лет (I - VI классы) и включает в себя в каждом классе два основных раздела:
    а) практическая художественная деятельность;
б) развитие речи учащихся на уроках компьютерной графики.
В раздел практическая деятельность входят следующие задачи:
  • овладение компьютерными инструментами,
  • освоение выразительных возможностей линии, пятна, шрифта,
  • приобретение навыков композиции.
На первом этапе обучения (I - III классы) ребята знакомятся с правилами и эффектами растрового (точечного) рисунка в программе Paint (или PaintBrush). Начинается обучение с тонкостей техники создания статического изображения, используя определенные инструменты. Заполнение изображений цветом позволяет учащимся найти лучший вариант соответствия цветовой характеристики смысловому содержанию.
При обучении рисованию на компьютере важен поиск таких заданий, которые можно было бы выполнить быстро и одновременно многому научиться. Например, видеть и понимать цвет, чувствовать пропорции, создавать колорит, передавать в рисунке пространство или делать декоративные композиции.
Компьютер позволяет выполнять задания аккуратно и красиво. Локальность цвета, возможность бесконечно уточнять рисунок, замена деталей и дополнение композиции шрифтами дают возможность создавать профессиональные работы.
При отборе необходимых шрифтов, имеющих богатую гарнитуру, ребятам приходится творчески относиться к поставленным задачам, проявлять вкус, смекалку, чувство меры.
На втором этапе обучения (IV - VI классы), учащимся предоставляется возможность самостоятельно попробовать свои силы в векторной компьютерной графике, работая с программой Corel Draw и используя практически весь арсенал компьютерного инструментария, всех изобразительных возможностей компьютера.
Развитие речи на уроках компьютерного рисования представляется необходимой и нужной формой работы в школе глухих. Овладение новыми значениями слов, словосочетаниями, фразами должно при этом проходить целенаправленно.
Учителю необходимо отчетливо выделить для себя направления, в которых идет накопление речевого материала:
  • Слова — названия;
  • Слова — названия практических действий;
  • Слова, обозначающие признаки предметов;
  • Слова, обозначающие протяженности, направления, пространственную организацию.
Следует обратить особое внимание на усвоение и запоминание специфического словесного материала.
В связи с вышеуказанными особенностями работы по развитию речи необходимо проводить проверку накопленного запаса слов, терминов, понятий, представлений, умения выразить в речи определенные предметные, пространственные отношения.

Особенности проведения уроков в компьютерном классе

Компьютер (в первую очередь его монитор как источник электромагнитного, рентгеновского и других видов излучений) может нести определенную опасность.
Поэтому, в соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.2.2. 542-96, введенными в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России № 14 от 14 июля 1996 г., установлены ограничения как на длительность работы учащихся за видеодисплейными терминалами (мониторами) компьютеров, так и на продолжительность работы учителя в компьютерном классе.
Согласно СанПиН 2.2.2. 542-96 (п. 9.1.4), для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники устанавливается не более 4 часов в день. Это следует учитывать при составлении расписания занятий в школе.
Время непосредственной работы учащихся за видеодисплейными терминалами зависит от их возраста, но не должна превышать:
  • для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;
  • для учащихся II-V классов — 15 минут;
  • для учащихся VI-VI классов — 20 минут.
Число уроков с использованием видеодисплейных терминалов и персональных компьютеров для учащихся I - VI классов должно быть не более 1 в неделю.
Занятия в кружках с использованием видеодисплейных терминалов и персональных компьютеров должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:
  • для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) не более 60 минут;
  • для учащихся 6 классов и старше — не более 90 минут.
Исходя из этих требований, урок, особенно в начальных классах, должен строиться на основе устного объяснения учителя и опроса учащихся, используя различный демонстрационный материал и не допуская постоянной работы учащихся за дисплеем в течение всего урока. При этом в те моменты урока, когда непосредственная работа с компьютером не производится, рекомендуется выключать мониторы, не выключая самих компьютеров для экономии времени на перезагрузку системы.
Максимум излучения от мониторов распространяется по горизонтальной оси монитора как вперед (со стороны экрана), так и назад (с тыльной стороны), при этом со стороны экрана это излучение ослабляется защитными фильтрами, тогда как на задней стенке монитора средства защиты, как правило, отсутствуют.
Учитывая это, следует устанавливать компьютеры в классе таким образом, чтобы ни один из учащихся не находился на горизонтальной продольной оси монитора соседнего компьютера ближе чем на 1,5 - 2 м. Этого можно добиться путем правильной расстановки столов в компьютерном классе и поворотом мониторов относительно продольной линии ряда.
Программа курса проходит апробацию с 1996-97 учебного года, показывая хорошие результаты. Учащиеся с удовольствием посещают занятия, хорошо усваивают материал и проявляют заинтересованность в приобретении новых знаний и навыков.

Часть I. Растровая графика. Программа Paint
1 год обучения (1 класс)
(36 часов, 1 раз в неделю)
Тематическое планирование

  Инструментарий программы Paint — 3 часа
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, вызов программы, меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

Пейзаж — 3 часа
Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

Шрифт — 5 часов
Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

Декоративное рисование — 11 часов
Линии, прорисовка геометрических тел, узоры (орнамент), цвет

Композиция — 5 часов
Основные понятия и правила художественной композиции

Шрифтовые композиции — 5 часов
Шрифт, как элемент графического оформления

Символы — 2 часа
Понятие символа, использование библиотек символов

Рисунок фигуры человека, пропорции человеческого тела — 2 часа

2 год обучения ( 2 класс)
(35 часов, 1 раз в неделю)
Тематическое планирование

  Инструментарий программы Paint — 7 часов
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, меню, палитра инструментов, рисование плоских и объемных геометрических фигур, палитра цветов, заполнение цветом замкнутой области, задания: абстрактная композиция

Работа со шрифтами и символами — 6 часов
Создание образца визитной карточки, поздравительной открытки, работа с библиотекой символов

Декоративное рисование — 7 часов
Ритмические узоры, ритм в графике

Шрифтовые композиции — 5 часов
Создание указателей, табличек, вывесок

Тематическая композиция — 6 часов
Создание композиций на тему "На рынке", "В магазине", "Спорт", используя библиотеку заготовок и различные эффекты, предоставляемые меню программы

Перспектива — 4 часа
Понятие перспективы, способы изображения объемных тел на плоскости, способы изображения взаимного расположения предметов
3 год обучения ( 3 класс)
(36 часов, 1 раз в неделю)
Тематическое планирование
  Упражнения — 3 часа
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, меню, палитра инструментов, рисование плоских и объемных геометрических фигур, палитра цветов, заполнение цветом замкнутой области, шрифты

Книжная графика — 9 часов
Особенности оформления книг: буквицы, колонтитулы, создание образца календаря, поздравительной открытки, книжной обложки, театральной программы, работа с библиотекой символов

Театральная графика — 9 часов
Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов, сцены спектакля, работа с библиотекой символов

Промышленная графика — 4 часа
Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов

Декоративное рисование — 7 часов
Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала

Шрифтовые композиции — 3 часа
Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала

Итоговый урок — 1 час
Часть II. Векторная графика. Программа CorelDraw
4 год обучения (4 класс)

(36 часов, 1 раз в неделю)
Тематическое планирование
  Инструментарий программы CorelDraw — 3 часа
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, вызов программы, меню и палитра инструментов, основные отличия растровой и векторной графики, слои изображения, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

Пейзаж — 3 часа
Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

Шрифт — 5 часов
Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

Декоративное рисование — 11 часов
Линии, прорисовка геометрических тел, узоры (орнамент), цвет

Композиция — 5 часов
Основные понятия и правила художественной композиции

Шрифтовые композиции — 5 часов
Шрифт, как элемент графического оформления

Символы — 2 часа
Понятие символа, использование библиотек символов

Рисунок фигуры человека, пропорции человеческого тела — 2 часа

5 год обучения ( 5 класс)
(35 часов, 1 раз в неделю)
Тематическое планирование

  Инструментарий программы CorelDraw — 7 часов
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, меню, палитра инструментов, рисование плоских и объемных геометрических фигур, палитра цветов, заполнение цветом замкнутой области, задания: абстрактная композиция

Работа со шрифтами и символами — 6 часов
Создание образца визитной карточки, поздравительной открытки, работа с библиотекой символов

Декоративное рисование — 7 часов
Ритмические узоры, ритм в графике

Шрифтовые композиции — 5 часов
Создание указателей, табличек, вывесок

Тематическая композиция — 6 часов
Создание композиций на тему "На рынке", "В магазине", "Спорт", используя библиотеку заготовок и различные эффекты, предоставляемые меню программы

Перспектива — 4 часа
Понятие перспективы, способы изображения объемных тел на плоскости, способы изображения взаимного расположения предметов

6 год обучения ( 6 класс)
(36 часов, 1 раз в неделю)
Тематическое планирование

  Упражнения — 3 часа
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, меню, палитра инструментов, рисование плоских и объемных геометрических фигур, палитра цветов, заполнение цветом замкнутой области, шрифты

Книжная графика — 9 часов
Особенности оформления книг: буквицы, колонтитулы, создание образца календаря, поздравительной открытки, книжной обложки, театральной программы работа с библиотекой символов

Театральная графика — 9 часов
Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов, сцены спектакля, работа с библиотекой символов

Промышленная графика — 4 часа
Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов

Декоративное рисование — 7 часов
Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала

Шрифтовые композиции — 3 часа
Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала

Итоговый урок — 1 час
Главное меню Содержание раздела