Образовательный модуль

"Информатика в начальной школе"

72 часа, 18 занятий по 4 часа

Все занятия представляют собой практические семинары, на которых слушатели работают на компьютере, выполняют проекты на материале ЛЕГО-наборов или тетрадей на печатной основе.

Занятие 1. Компьютерная среда для обучения набору и тренировки правописания "Клавиатор"

Основные представления о программе. Запуск готовых уроков. Начальные сведения о способах использования программы на уроках. Методики использования программы для проведения интегрированных творческих уроков. Возможности формирования интерфейса уроков: paбoчие программы (окно клавиатуры, окно бегущей строки, окно набора по образу наставлений и др.). Методика постановки рук в основную позицию. Методика тренировки работы рук в основном ряду.

Занятие 2. Компьютерная среда для обучения набору и тренировки правописания "Клавиатор"

Виды упражнений и навыки составления сценариев уроков на заданную тему. Методика тренировки работы рук в основном ряду, работа с верхним рядом. Методика тренировки работы рук в основном ряду, работа с нижним рядом.

Занятие 3. Компьютерная среда для обучения набору и тренировки правописания "Клавиатор"

Методика творческой работы с алфавитной частью клавиатуры. Игры и упражнения с моделью клавиатуры. Работа с внешними вспомогательными файлами. Дополнительные рисунки. Методика освоения верхних регистров с учетом вида используемой техники. Работа с внешними вспомогательными файлами. Запись звука. Методика составления уроков в соответствии с принятой в школе программой изучения языка.

Занятие 4. Курс "Информатика. Математические основы мышления и коммуникации" Основные разделы и понятия курса.

Структуры данных; базовые операции и отношения на них. Атомарные объекты - символы различных алфавитов (одинаковость, свойства). Цепочки, мешки (мультимножества), таблицы, целые точки на плоскости, деревья, включая упорядоченные и помеченные, графы.

Занятие 5. Курс "Информатика. Математические основы мышления и коммуникации" Основные разделы и понятия курса. Процессы. Построение объекта по описанию, разбиение задачи на подзадачи, перебор возможностей, дерево игры, случайный выбор, вероятность, алгоритмическое выполнение базовых операций над основными объектами,.сложность процесса, продолжительность базовых операций над основными объектами, процессы сортировки, параллельные процессы

Занятие 6. Курс "Информатика. Математические основы мышления и коммуникации" Программа курса, учебное планирование занятий в 1 классе. Содержание курсов для 2 и 3 класса. Обсуждение особенностей решения задач. Методический комментарий в книгах для учителя

Занятие 7. Творческие развивающие среды Лого в начальной школе. ЛОГО - основные идеи, как и для чего могут использоваться творческие компьютерные среды. Общий подход к использованию Лото-сред в школе. Перспективы и проблемы.

Занятие 8. Творческие развивающие среды Лого в начальной школе. Практические занятия: знакомство с графическими возможностями, управление черепашкой, формы.

Занятие 9. Творческие развивающие среды Лого в начальной школе. Практические занятия: мультипликация, использование звуков и музыки.

Занятие 10. Творческие развивающие среды Лого в начальной школе. Программирование в среде Лого. Начало самостоятельной работы: знакомство с набором эскизов проектов, выбор темы самостоятельной работы. Обсуждение выбранных для самостоятельной работы.

Занятие 11. Ролевые игры и проектно-тематический подход в начальной школе. ЛЕГО-педагогика - основные идеи и механизмы. Знакомство с конструкторами, а также со способом сортировки и хранения. Сборка простейших моделей (работа в малых группах) Краткий обзор задач и упражнений, применяемых в работе с детьми при знакомстве с конструктором. Задачи и упражнения на развитие логического мышления кратковременной памяти, коммуникативных навыков, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук

12 занятие. Ролевые игры и проектно-тематический подход в начальной школе. формулирование плана работы с конструкторами с привязкой к учебным планам: Темы: Окружающий мир. Интегрированные проекты. Москвоведение и др.

Занятие 13. Ролевые игры и проектно-тематический подход в начальной школе. Начала математики и логического мышления на основе созданных проектов. Работа с цветом, формой, объемом. Понятие числа, количестве меры. Счет. Начала комбинаторики, геометрии (плоские и пространственные формы, симметрия, конструирование трехмерных объектов по плоскостным изображениям). Создание образов объектов, совмещение работы с конструктором и другими развивающими играми и материалами.

Занятие 14. Организация проектной деятельности.

Интегрированные проекты на уроках Москвоведения с использованием компьютерного и проекционного оборудования, а также видеосъемок экскурсий и самих уроков. Примеры организации уроков, планирования и демонстрация детских проектов.

Занятие 15. Организация проектной деятельности.

Интегрированные проекты: Записная книжка, Мое имя, Моя семья, Мои друзья, Я сам, Мой язык, Моя школа, Мой город, Моя библиотека, Мой компьютер и др.

Занятие 16. Организация проектной деятельности.

Компьютер - инструмент конструирования. Проекты: Расстановка мебели, Плоские модели, развертки, послойное моделирование, Строительство домика, Строительство городка.

Занятие 17. Обзор программных средств для начального образования. Краткая характеристика и области использования образовательного программного обеспечения. Особенности инсталляции и запуска программ:: Наша Вселенная; Веселый полиглот и др.

Занятие 18. Организация проектной деятельности. Программные среды. Интегрированный пакет Claris Works для IBM и Macintosh. Мультипликационные редакторы для различных платформ. Коллективные работы: Общий текст, Общий рисунок, Общий мультфильм, Параллельное программирование, Коллективное издание.