Классицизм
(I половина 19 века)

Дом Лопухиных. Арх. А.Григорьев Триумфальная арка. Арх. О. Бове Манеж. Арх. О. Бове
Городской особняк Английский клуб. Городской особняк

После пожара 1812 г. складывается новый облик города, который будущие поколения назовут пушкинской Москвой. В этот последний этап развития классицизма, получивший в истории архитектуры название ампир ( в подражание стилю империи Наполеона), создаются прекрасные особняки; они связаны главным образом с именами архитекторов А. Григорьева и Осипа Бове. Бове принадлежит выдающаяся роль в создании нового типа жилого дома - городского особняка, который получил широкое распространение в застройке послепожарной Москвы. После победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. в архитектуре возникают идеи обширных градостроительных ансамблей и грандиозных общественных зданияй . В Москве с ними также связано имя архитектора Осипа Бове.

В истории русской и мировой архитектуры возрождение Москвы после событий 1812г. по размаху и темпам строительства можно сравнить лишь с выдающимся событием XVIII века - созданием новой столицы России, Петербурга. Работы в Москве разворачивались одновременно в нескольких направлениях : был составлен новый генеральный план города с чётким очертанием площадей, улиц и переулков, проводились конкурсы на ансамбли и сооружения, архитектура которых отражала бы героические события эпохи.Была заново спланирована Театральная площадь с величественным зданием Петровского театра, шла перепланировка Красной площади, обновились Торговые ряды, восстанавливался Московский университет, строился Манеж над заключенной в трубу речкой Неглинной разбивался Кремлёвский сад.

Торжественная ордерная архитектура с рядами строгих колонн и посвящённой победам скульптурой, её масштабы, чёткость и стройность форм - всё это отвечало героическим свершениям народа - победителя, отстоявшего независимость России. Но основным, что определяло облик восстанавливаемой Москвы, было рядовая массовая застройка. Направляемое и возглавляемое созданием в 1813 г. Комиссией для строения Москвы, куда входили крупнейшие планировщики и архитекторы, массовое строительство в Москве подвергалось обязательному контролю.

Художественная ценность рядовой застройки послепожарной Москвы была создана благодаря единству стиля архитектуры классицизма первых десятилетий XIX века, применению профессионально грамотных проектов. Небольшие, в основном деревянные дома, оштукатуреннные и имитирующие камень, частично ещё сохранились в переулках современной Москвы. Они строились на основе архитектурной практики конца XVIII века - времен М. Ф. Казакова; в них широко применялись типовые фасады, чертежи которых были изданы в 1809 - 1812гг., и строительные правила. Эти правила регламентировали размеры домов, расстояния между ними и пр..

Огромное значение для быстрого восстановления города имела стандартизация художественных и строительных элементов, типизации конструкций, определявшие соотношения частей зданий, портиков, колонн. Единство в застройке города достигалось и общностью окраски стен в установленные светлые тона елтый, палевый, розовый, желто-серый),на фоне которых выделялись белые колонны и барельефы.Монументальность дворцов конца XVIII столетия сменилось уютом и интимностью облика небольших особняков.

Начало

Барокко Эклектика Модерн

АРХИТЕКТОРЫ МОСКВЫ 

Литература

АРХИТЕКТУРНЫЙ СЛОВАРЬ